назад оглавление вперед

 

ХРОНОМЕТРАЖ

 

Основной хронометраж аудиороликов

 

10’’       

15’’

20’’  

30’’      

∞’’ (произвольный хронометраж)

 

Хронометраж – это длительность звукового сообщения в секундах.

Вся звуковая реклама делится на две группы – ролики с определённым хронометражем, и с произвольным. Большинство роликов на радио и телевидении – это ролики с определённым хронометражем, кратным пяти:  10, 15, 20, 30 сек.

 

 

Произвольный хронометраж

Ролик произвольного хронометража целесообразен и возможен тогда, когда  его  длительность на компакт диске, может занимать сколько угодно времени, не занятого основным контентом. Внешние объявления на улице, вокзале, пляже и т.д., как записанные, так и живые, могут занимать столько времени, сколько заблагорассудится рекламодателю: за уличный шум пока никто денег не берёт. Звуковые сообщения, размещённые с помощью собственных возможностей: телефонная реклама средствами собственного колл-центра, ролики об акциях супермаркета в самом супермаркете, промо телеканала или радиостанции в собственном эфире и т.д. так же могут быть свободного хронометража.

 

 

В роликах произвольного хронометража мы вольны озвучивать текст любого объёма, не заботясь о том, можно ли в нём что-то сократить или убрать. Темп чтения этого текста может быть любым – от быстрого, до очень медленного. Нам не нужно подгонять диктора, чтобы он успел уложиться в определённый хронометраж. Создавая ролики свободного хронометража, следует руководствоваться здравым смыслом и не злоупотреблять «бесплатным» временем. Ведь долгий нудный ролик, наполненный маловажными деталями, мало, кто способен дослушать до конца. Владея бесконечностью, не стоит забывать о том, что слишком длинные рекламные тексты утомляют слушателей, заставляют их переключить канал, либо просто перестать слушать. Поэтому перед записью или прочтения такого сообщения стоит хорошенько отредактировать текст, вложив в него только самое необходимое. Текст должен быть написан простым и понятным языком. Избегайте длинных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Кажущиеся лаконичными на бумаге, на слух они очень тяжело воспринимаются.

Если на одних медиаканалах у вас просто не примут к размещению ролик произвольного хронометража, то на других стоимость размещения таких роликов округляется, как правило, в большую сторону* от стандартного хронометража. Например, за размещение 25-секундного ролика с вас скорее всего возьмут как за размещение тридцатисекундного ролика.

 

*На радио иногда и в меньшую сторону, но это зависит от таких факторов, как объём размещения, дружеские отношения с менеджером станции и т.д. Некоторые радиостанции согласны пустить в эфир 17-секундный ролик по цене 15-секундного. Совсем другое дело – телевидение. Длительность ролика идущего в эфир должна быть соблюдена до тысячной доли секунды.

 

Определённый хронометраж

Самые распространённые хронометражи для радио – это 15 и 30 секунд. Меньше – слишком мало и неэффективно, больше – дорого и утомительно. На телевидении так же распространены и отлично работают пятисекундные и десятисекундные ролики. Чаще всего это динамическая заставка или стопкадр с коротким закадровым текстом или без. Ролики с таким небольшим хронометражем позволяют вместить необходимое количество информации, благодаря тому, что в них содержится как звуковая информация, так и визуальная.

 

5-секундный ролик

 

Для чисто звуковой рекламы пяти или десяти секунд обычно мало, чтобы объяснить, предложить или рассказать. Сравнительно недорогая внешняя реклама (объявления в местах скопления людей и транспорте), внутренняя (в торговых сетях), телемагазины оперируют хронометражем 30, 45, 60 секунд и более. Несмотря на то, что хронометраж более тридцати секунд может быть опасным, поскольку не каждый потребитель дослушает такое длинное сообщение до конца, иногда это единственный способ рассказать о товаре полно и достоверно. Это актуально для сложных или новых товаров, например, БАДов; банковских и страховых продуктах и услугах.

 

60-секундный ролик

 

Что качается небольшого хронометража в 5-15 секунд, необходимо заметить, что они не очень хорошо подходят для игровых роликов, а так же роликов о новых продуктах или акциях со сложной механикой, требующих детального разъяснения принципов действия, или условий. Но зато, такой хронометраж отлично работает в информационных, имиджевых роликах и стимулирующей рекламе с простой механикой.

          

Хронометраж и текст

Одна из самых больших трудностей при создании текста и изготовлении аудиоролика – соблюдение заданного хронометража. Текста всегда оказывается либо слишком мало, либо слишком много. Тексты, написанные даже профессиональными авторами, но без практики написания текстов заданного хронометража, превышают хронометраж, либо имеют недостаточный хронометраж.

Во времена зарождения мобильной связи, когда она была дорогостоящей, и оплачивалась по минутам, а не по секундам, люди пытались закончить разговор на 59-ой секунде, чтобы не платить за следующую минуту. Начиная медленно, темп речи постепенно ускорялся, а потом внезапно обрывался большим пальцем, дежурящим у кнопки сброса. В итоге – либо не сказали самого важного, либо, что ещё обиднее, поговорили на секунду дольше и переплатили за целую минуту. Не менее трудно вместить необходимый объём информации в обозначенный хронометраж. Тут уж не до полёта фантазии. Счёт идёт не на предложения, а на буквы. Даже предлог «и», возможно придётся выбросить, чтобы вместиться. Копирайтер становится настоящим профи в собирании паззлов из обрывков фраз.

 

 

Вместить необходимую информацию в заданный хронометраж ещё более сложно, если это игровой, песенный или имиджевый ролик с красивым литературным сценарием:

 

 

Из песни слов не выкинешь, а именно это чаще всего приходится делать, чтобы попасть в заданный хронометраж. При урезании текста и быстром темпе чтения ради того чтобы успеть уложиться в хронометраж, жертвуют красотой, эмоциями, актёрской игрой а в итоге и эффективностью ролика. Если всё-таки идея и качественное исполнение важнее, то хронометраж увеличивают, а медиаплан переписывают. Или, если возможности медиаканала позволяют – размещают ролик свободного хронометража:

 

 

Итак, как же добиться того, чтобы попадание в хронометраж  стало закономерностью, а не удачной случайностью? Чтобы попасть в заданный хронометраж при написании текста нужно учесть: предполагаемый темп, с которым диктор или актёры будут читать этот текст, количество слов, смысловых пауз, звуковые эффекты, пропевку, джингл, вступление и концовку ролика.

Давайте проведём небольшой эксперимент. С помощью секундомера в вашем мобильном, засеките время и прочтите про себя (не вслух) ниженаписанный текст ролика:

 

Вот гипермаркет «Наш Дом»

А вот инструмент, что в быту пригодится.

Хозяйке на кухню и скатерть, и блюдца.

В такой гипермаркет не сложно влюбиться!

Вот он какой, гипермаркет «Наш Дом»!

Большая Черёмушкинская, дом один.

 

Запомните результат, он нам ещё пригодится. Теперь повторите упражнение, только теперь, прочтите текст не про себя, а вслух, красиво и с выражением.

Теперь сравним результаты наших двух тестов – первого, про себя, и второго, вслух. Вероятнее всего, если вы не жульничали, то результаты различаются в пределах нескольких (двух-трёх) секунд, несмотря на то, что это один и тот же текст! Сравните свои результаты с записанным роликом:

 

 

Разницу в хронометраже текста можно увеличить, прочтя этот текст в быстром темпе про себя, а вслух – медленно декламируя, как победитель конкурса чтецов. О чём говорит нам разница во времени звучания одного и того же текста? Это говорит о том, что текст имеет некую эластичность. Он похож на кусок мягкого поролона, или пористой губки, которую можно сжимать и растягивать. Главное не переусердствуйте.

 

 

Эластичность текста вносит некоторую неопределённость  в процесс создания аудиороликов. Нельзя точно сказать, сколько слов будет оптимальным для того или иного хронометража. Это зависит от темпа речи и длины слов (вернее соотношения длинных и коротких слов в каждом конкретном тексте). Иногда 5 слов звучат дольше, чем 10. Когда у человека нет практики, нет чувства пределов эластичности текста, он отдаёт в продакшн студию на запись текст с указанием конкретного хронометража, который можно будет уложить в этот хронометраж только путём программного ускорения. И такие ролики звучат в эфире. И в них трудно что-либо разобрать, потому что слова в таких роликах вылетают со скоростью автоматной очереди. Зато всё успели сказать… И номер телефона два раза… Никто не звонит? Пустяки…

 

 

Разные тексты по-разному эластичны. Наиболее эластичны тексты информационных роликов. Вы можете без труда, используя быстрый темп чтения и программное ускорение, уместить, к примеру, 50 слов в пятнадцатисекундный ролик. Но для игрового ролика – это хуже смерти. Тексты игровых роликов обладают намного меньшей эластичностью. В игровых роликах актёры имитируют темп разговорной речи реальных людей в реальной жизни, а он намного ниже дикторского чтения. Количество слов в игровом ролике при такой скорости чтения должно быть на 15-30% меньше, чем в информационном ролике аналогичного хронометража.

Практически нулевой эластичностью обладают тексты песенных роликов. Ведь их темп напрямую связан с темпом музыки. Песенный ролик в среднем темпе 90 ударов в секунду никогда не сможет вместить в себя столько же текста, сколько вместит ролик аналогичного хронометража в клубном ритме 140 ударов в минуту. Сравнивая песенные ролики с другими видами роликов, вы, например, можете обнаружить, что у двадцатисекундного песенного ролика может быть меньше слов, чем у пятнадцатисекундного информационного ролика:

 

 

 

Чем меньше хронометраж, тем ниже эластичность текста, и чем длиннее хронометраж, тем она выше. В пятнадцатисекундном ролике два лишних слова могут быть критичными, а в минутном ролике вы с лёгкостью можете добавить или убрать целую фразу, почти не изменив при этом темп речи диктора.

Профессиональные дикторы рекламы хронометрируют текст лучше любого секундомера, что позволяет им безошибочно прочитать любой  по объёму текст в соответствии с необходимым хронометражем. Единственное условие –  чтобы этот текст можно было физически уместить в заданный хронометраж.

Старайтесь, чтобы хронометраж текста был на одну-две секунды меньше хронометража ролика. Плохо, когда ролик, находясь в рекламном блоке, становится продолжением предыдущего ролика или началом следующего. Небольшая пауза в начале и в конце ролика отстроит его от соседних и выделит в рекламном блоке. Слушатель всегда обостряет внимание, если выдержать небольшую паузу. Поэтому ролик желательно начинать музыкальным вступлением,  ярким звуковым эффектом или  полной тишиной. Внезапная тишина в нескончаемом звуковом потоке обращает на себя наибольшее внимание. Это доказал опыт, в котором человек уснув под музыку, был разбужен не увеличением её громкости, а её полным выключением.

 

Соблюдайте дистанцию в рекламном блоке

 

Заканчивая ролик, не стоит его резко обрывать или плавно уменьшать громкость музыки. Это создаст у слушателя  ощущение незаконченности и дискомфорта. Лучше всего закончить ролик музыкальной кодой, звуковым эффектом или полной тишиной.

В роликах могут присутствовать различные звуковые эффекты, шумы или смысловые паузы, которые тоже ограничивают хронометраж текста в общем хронометраже ролика. При хронометрировании сценария ролика не забудьте учесть все смысловые паузы и звуковые эффекты, наличие джингла или пропевки, а так же начало и концовку ролика.

Некоторые клиенты, не понимая принципов хронометрирования, считают, что в пятнадцатисекундный ролик можно вместить любое количество слов. Совсем как в газетном объявлении. Не хватает места? Так сделайте меньше шрифт! Программное ускорение действительно может справиться с довольно объёмными текстами, но это заметно скажется на качестве ролика и разборчивости текста. Если  всё же понимания клиента добиться сложно, вежливо пошлите ему ссылку на мультфильм «Жадный богач». Работает.

 

 

Хронометрируем

Существует много способов хронометрирования текста. Все они достаточно субъективны. Нет ни одного способа на 100% точного, так что будьте готовы к тому, что измерения, сделанные до записи диктора могут не совпасть с результатом записи. Вот два наиболее проверенных и надёжных на наш взгляд способа хронометрирования текста:

 

Способ 1

Включите секундомер. Прочитайте текст вслух, громко, с выражением, соблюдая все интонационные акценты и смысловые паузы. Прибавьте секунду (полсекунды для начала ролика, и полсекунды для его окончания)

 

Способ 2

Посчитайте количество слов в тексте, исключая любые слова меньше трёх букв. Сложные слова, имеющие в своём составе более одного корня, например такие, как «машиностроительный», «электротехнический» - считайте за два слова. Любые три цифры, идущие подряд, например «495»,  считайте за два слова. Не забудьте посчитать все произносимые в тексте символы и сокращения (такие, как: «номер», «дробь», «кг.» и т.д.). Полученное количество слов разделите на два. В итоге вы получите хронометраж текста в секундах.

 

Не допускайте такого темпа речи в аудиороликах

 

Смена темпа

Смена темпа в ролике прекрасный инструмент для того, чтобы вместиться в заданный хронометраж. В следующей таблице показано, с каким темпом могут произноситься разные части ролика:

 

Часть ролика

Рекомендуемый темп

Стих или песня

медленный или средний

Игровая часть

медленный или средний

Информационная часть

средний или быстрый

Адрес, телефон, адрес сайта

средний или быстрый

Обязательная информация: номер лицензии, даты действия акции, фразы: «проконсультируйтесь со специалистом», «условия акции…», «для лиц старше 12 лет» и т.д.

максимально быстрый

 

Хронометраж ролика vs. хронометраж текста

В минутном ролике помещается примерно120 слов. Это если текст будет звучать от начала до конца ролика. Но, в звуковой рекламе это далеко не всегда так. Например, в видеороликах и корпоративных фильмах голос диктора озвучивает только определённые моменты, а в остальное время видеоряд сопровождает только музыка и звуковые эффекты.

Если в ролике с десятой по двадцатую секунду звучит диалог, а с пятидесятой секунды до конца – закадровый текст, то нам нужно понимать, что текста в ролике всего на 20 секунд, значит это не 120 слов, а примерно 40, причём в каждом фрагменте должно быть не более 20 слов.

         Если нужно записать радиоролик, в котором присутствует синхрон или фрагмент песни, то из общего хронометража ролика нужно вычесть хронометраж синхрона или фрагмента песни, чтобы получить реальный хронометраж текста.

 

Фиксированный темп

Иногда в звуковом сообщении нужно соблюдать определённый темп речи, который не может быть ускорен или замедлен. Например, дубляж, закадровый перевод или озвучивание видеоролика, в котором текст должен соответствовать тем или иным событиям в нём.

 

 

При дублировании видео на иностранном языке мы почти всегда сталкиваемся с той проблемой, когда количество текста в русском переводе меньше, либо больше оригинального текста. Задача переводчика в этом случае не только правильно перевести текст, но и максимально приблизить перевод по объёму к тексту оригинала. Ведь мы знаем, насколько фальшиво звучит закадровый перевод, когда иностранный актёр говорит десять слов, а в русском переводе звучит лишь два-три, или наоборот.

         Существуют задачи, когда в готовый аудио- ,видеоролик или фильм нужно вписать фрагмент определённого хронометража. Например: поменять в готовом ролике даты акции, номер телефона, адрес или название компании, наименование продукции. Или адаптировать существующий ролик для филиала в другом городе. В этих случаях желательно сохранить общий темп ролика, а значит, добавляемая фраза  должна быть составлена из расчёта количества слов аналогичного фрагмента в том же ролике. Исключениями здесь могут быть случаи, когда нужно добавить юридическую информацию, такую как сроки акции, противопоказания, возраст потребителей, номер лицензии и т.д. Такая информация может произноситься в более быстром темпе, но членораздельно и внятно.

 

«Заплатки» в роликах могут быть органичными

 

Пример прямо из студии. Заказчик прислал двадцатисекундный ролик, который нужно адаптировать до тридцати секунд, дописав концовку, состоящую из информационного текста и двухсекундного фирменного джингла. Предположим, в этом ролике текст начинается с пятой секунды, а всего в ролике 24 слова. Сколько же текста можно вместить в добавленные 10 секунд ролика, чтобы концовка звучала органично всему ролику? Как это посчитать? Очень просто.

20 сек. – 5 сек. = 15 секунд текста в исходном ролике.

24 слова : 15 сек. = 1,6 слова в секунду в среднем произносит диктор.

10 сек. – 2 сек. = 8 секунд текста должно быть в дописке.

1,6 слова x 8 сек. = 12,8 слова. Это значит, что в оставшиеся десять секунд ролика стоит вмещать не более тринадцати слов.

Что делать, если в тексте дописки не 13 слов, а, например, 16, и укоротить его никак нельзя? В этом случае, если возможно, мы сокращаем паузу вначале ролика на 2 секунды или силами монтажа ускоряем текстовую часть исходного ролика настолько, чтобы весь текст в итоге вместился в заданный хронометраж. Темп речи концовки диктор подстраивает уже под темп речи ускоренного ролика.

Чтобы точно узнать, насколько нужно ускорить текстовую часть исходного ролика считаем:

24 слова +16 слов = 40 слов всего в ролике.

15 сек. + 8 сек. = 23 секунды текста в конечном ролике.

23 сек. : 40 слов = 0,57 секунды звучит одно слово

24 слова х 0,57 секунды = 13,68 секунды должна звучать ускоренная текстовая часть исходного ролика.

15 сек. – 13.68 сек. = 1.32 секунды. Это время, на которое ускорится текстовая часть исходного ролика.

15 сек. : 1.32 сек. = 11,3%.  Именно на столько нужно ускорить текстовую часть исходного ролика.

Средствами аудиомонтажа можно без большой потери качества звучания и не ухудшая разборчивость речи ускорить текст до 30-40%. Оптимально – на 10-15%.

Ускорять можно целиком уже готовый ролик, но, если в наличии имеются исходные материалы (разведёнка), то ускорять нужно только запись диктора, не меняя темп музыкальной подложки ролика. Если при изменении темпа музыкальная подложка перестаёт сочетаться с текстом, то её нужно заменить на более динамичную, или, всё же, ускорить вместе с текстом.

Пример ролика с концовкой дописанной другим диктором:

 

 

         Задания

 

1.     Какой хронометраж, на ваш взгляд, будет оптимальным для радиоролика магазина, в котором проходит акция с пятнадцатипроцентной скидкой на все товары? Почему?

2.     Какой хронометраж, на ваш взгляд, будет оптимальным для радиоролика, рекламирующем новую книгу неизвестного автора? Почему?

3.     Какой хронометраж, на ваш взгляд, будет оптимальным для телеролика, задача которого – напомнить об известной торговой марке. Почему?

4.     Какой хронометраж, на ваш взгляд, будет оптимальным для объявления в сети магазинов о специальных ценах на некоторые товары. Почему?

5.     Почему при прочтении одного и того же текста в слух и про себя он получается разного хронометража?

6.     Задача: двадцатисекундный ролик из 40 слов нужно удлинить на 5 секунд, дописав концовку, включающую информационный текст и секундный звуковой эффект. Сколько текста можно вместить в концовку, чтобы она звучала органично всему ролику?

 

© 2007-2012 Евгений Солодовник, Solostudio

При использовании материалов этой статьи, пожалуйста, указывайте источник.

 

назад оглавление вперед