назад оглавление вперед

 

ГОЛОС ЗВУКОВОГО СООБЩЕНИЯ


  Характеристики хорошего голоса

 

     Хорошо поставленные приятные голоса с хорошей дикцией, звучащие с экранов телевизоров и из радиоприёмников с самого детства внушают нам доверие. Их спокойные правильные интонации не оставляют сомнений, каждое слово – как правда в последней инстанции (даже если на самом деле они несут обычную ложь).

 

 

     А теперь представьте пронзительный высокий нервный голос, срывающийся петухами, прерывающийся заиканиями, переходящий в истеричный крик. Не важно, что он говорит. Даже если предположить, что смысл произнесённого несёт в себе колоссальную пользу и чрезвычайно важную информацию, всё равно эта информация с большой вероятностью будет воспринята в штыки. Человек не способен воспринимать информацию только основываясь на её содержании. Важна форма. Даже читая книгу, внутри нас звучит воображаемый голос, снабжённый всеми теми эмоциями, какими его наделил автор. Фразы «Вон отсюда, вон, чтобы я вас не видел!» и «Ты самая милая, нежная, любимая» звучат совсем по-разному даже со страниц книги, не правда ли? Проведите эксперимент и поменяйте фразы интонациями. Видите, вместе с интонацией поменялся и смысл, практически на противоположный. Теперь вы не выгоняете, а игриво зазываете, не признаётесь в любви, а иронично насмехаетесь. Из этого можно сделать вывод, что для восприятия и доверия услышанной информации важно не только ЧТО говорят, а в большей мере КАК говорят.

На SOLOSTUDIO можно заказать запись любого текста профессиональными дикторами. Мы можем озвучить видео или создать аудиоролик. Записать приветствие для автоответчика или голосовое меню для колл-центра.

         Правильная речь и красивый голос ассоциируется с благополучием во всех отношениях – нравственном, физическом и материальном. Представьте себе двоих: бродягу-алкаша и нобелевского лауреата. Заставьте их заговорить в вашем воображении. Слышите, они изъясняются совершенно разными голосами. Это касается тембра и интонаций, темпа и ритмичности, правильности и стиля речи, а так же сути и веса сказанного.

 

 

     Красивый голос и правильная речь не даётся при рождении. Кроме приятного тембра, это предмет нескольких составляющих: происхождения и воспитания, образования и развития навыков. Но любая, даже ваша собственная далекая от идеала речь почти всегда может быть улучшена. Помните сказку про волка и семеро козлят, в которой кузнец перековал злодею голос, чтобы его тембр стал похож на нежный меццо-сопрано Мамы-козочки? Не всё в сказках ложь… Красиво изъясняться и говорить – можно научиться, а тембр голоса – можно изменить, но для этого нужны месяцы и годы занятий и упражнений. Постановка правильной речи и работа над тембром голоса может быть сравнима с тренировками бодибилдеров, наращивающих мышечную массу. Чем больше усилий и тренировок – тем в лучшей ораторской форме Вы будете. Качайте мышцы словесности, работайте над упругостью тембра. И вы сможете вплотную приблизится к идеалам дикторского атлетизма признанных дикторов радио и телевидения. А пока форма вашего голоса находится ещё на стадии становления, для озвучивания текстов воспользуйтесь услугами профессиональных дикторов, матёрых волков живой словесности, потративших годы жизни на оттачивание своего мастерства.

 

 

     Посмотрите какими эпитетами обычно характеризуется хороший голос:

 

  • приятный
  • доверительный
  • спокойный
  • низкий
  • теплый
  • мелодичный
  • заботливый
  • уверенный
  • дружеский
  • сексуальный
  • выразительный
  • поставленный
  • естественный
  • богатый
  • звучный
  • доброжелательный

 

     Именно такими характеристиками обладают профессиональные дикторы в аудиороликах и видео, озвученных SOLOSTUDIO.  Заказать аудиоролик или озвучивание видео профессиональными дикторами

     Минусов у голоса может быть тоже немало:

 

  • гнусавый
  • резкий
  • скрипучий
  • хриплый
  • доржащий
  • тонкий
  • пронзительный
  • плаксивый
  • с придыханием
  • робкий
  • слабый
  • отрывистый
  • оглушающий
  • негромкий
  • бесцветный
  • неуверенный
  • монотонный
  • напряженный

 

     При записи аудиоролика или озвучивания видео не забывайте указывать в брифе на изготовление или в тексте все пожелания по голосу. Если вы выбрали конкретного диктора или актёра, то необходимо указать его фамилию. Чтобы выбрать диктора для озвучивания, можно послушать демо диктора на сайте продакшн-студии.

Пример: демо дикторов студии звукового дизайна Solostudio

     Если у вас есть представление о том, каким должен быть голос и вы готовы доверить выбор диктора исходя из своих пожеланий режиссёру, тогда стоит указать характеристики желаемого голоса. Например: низкий уверенный мужской голос 35-40 лет, приятный тёплый женский голос, 25-30 лет.


  Рекламные голоса и голос рекламы

 

     Звуковая реклама прежде всего – это голос. Голос, который рассказывает или делится впечатлениями, объявляет или обучает, информирует или напоминает.

     От диктора в звуковой рекламе зависит практически всё. От того, вызовет ли он доверие, заинтересует ли, увлечёт ли – зависит эффективность рекламы. Подбор и выбор диктора или актера для каждой конкретной поставленной задачи по озвучиванию – один из главных аспектов успешного продвижения.

     Несмотря на всё разнообразие возможностей и богатство тембров, которыми обладает человеческий голос, звуковая реклама очень часто ограничивается стандартными, типичными для рекламы интонациями и манерой. Более половины всей звуковой рекламы начитывается мужским дикторским голосом. Причём в большинстве случаев Вы услышите одинаковый густой внушительный металлический голос средних лет. Иногда, даже может возникнуть ощущение, что вся реклама озвучивается одним и тем же голосом. И правда, бывают ситуации, когда в рекламном блоке три-четыре ролика подряд озвучиваются одним и тем же голосом. В этом не всегда вина рекламистов. Заказчики, воспитанные на той рекламе, которую они видят и слушают, считают, что она должна звучать именно так. Поэтому, даже когда им предлагаются альтернативные варианты, они просят тот самый стандартный металлический голос: «Чтоб было похоже на Левитана». Чтобы быть не хуже других. Но, к сожалению, и не лучше.

 

 

     Примерно вдвое меньше рекламы озвучивается женским голосом. Причём добрая половина – это реклама чисто женских товаров. Считается, что к женскому голосу у среднего потребителя возникает меньше доверия, именно поэтому все «серьёзные» товары, рассчитанные как на мужскую, так и на женскую аудиторию, рекламируются именно мужским голосом. Слыша в рекламе мужской голос, потребитель, как солдат в армии, не смеет ослушаться офицера. Он подчиняется ему беспрекословно. Женский же голос воспринимается лишь как совет, рекомендация, и особого веса в умах потребителей зачастую он не имеет.

     При изготовлении роликов и озвучивании видео на SOLOSTUDIO мы стараемся использовать разноплановые незаезженные голоса.

     Ещё одна причина наиболее частого использования мужского голоса в том, что мужчины часто ошибочно считаются более платежеспособной аудиторией, поэтому скорее задумаются о покупке, услышав информацию от «своего», от подобного себе, то есть – от мужчины.

     Детей в звуковой рекламе от силы 10%. В основном это реклама продуктов питания, а так же товаров и услуг, ориентированных на детей.

     Пожилая аудитория чаще всего рассматривается как неплатежеспособная. Так же известно, что пожилые люди скептически относятся к рекламе вообще. Поэтому в рекламе не часто появляются голоса пожилых людей. Как правило, их можно услышать в рекламе лекарств и товаров для здоровья, а так же в рекламе, работающей с семейными ценностями.

     Вокал довольно часто используется в рекламе. В основном это эстрадный вокал. Тем не менее, в эфире можно услышать и народный вокал: рекламные фольклорные частушки, и рэп на тему тинэйджерских товаров, и джазовый вокал в рекламе элитных и премиальных брендов. Хотя вокальное исполнение менее востребовано, чем речевое, по причинам, описанным в статье «Виды аудиороликов», тем не менее, эти недостатки никак не перекрывают тот факт, что поющийся ролик легче запоминается, и многими людьми лучше воспринимается на слух, чем текстовой ролик. Так что, количество – не всегда качество!

     Давайте рассмотрим всю палитру голосов, используемых в рекламе. Пусть она поможет Вам отказаться от стандартного подхода к озвучиванию и использовать все существующие голосовые краски и тона.


  Различия голосов

 

  • По полу: мужской, женский
  • По возрасту: детский, подростковый, молодой, среднего возраста, пожилой
  • По диапазону: бас (низкий мужской), баритон (средний мужской), альт (низкий женский), тенор (высокий мужской), сопрано (высокий женский)
  • По тембру: сильный (звучный, громкий, пронзительный), мягкий (нежный, спокойный, бархатный, сексуальный)
  • По специализации: дикторский, актёрский, пародия, вокал (классический, народный, эстрадный, джазовый), рэп
  • По языку: родной, иностранный (носитель, не носитель), с акцентом

 

     При заказе аудиоролика или озвучивания видео на SOLOSTUDIO все пожелания по голосу укажите в брифе на производство.

    Большинство актёров обладают возможностью менять свой голос и манеру чтения практически до не узнавания. Если понадобится – один и тот же мужской голос может озвучить и старушку, и юношу, а женский – и маму и ребёнка. Иногда один диктор может озвучить несколько совершенно разных ролей в рекламном ролике или фильме.

 

 

     Поэтому, крайне важно объяснить диктору, каким должен быть голос и манера прочтения каждого конкретного ролика, каждой роли в нём. В каждом брифе на производстве звукового ролика должны содержаться пожелания диктору по подаче, настроению, скорости и интонациям.

 

Особенности озвучивания текста

 

     Для того, чтобы доставить слушателю нужную эмоцию, при озвучивании любого текста очень важна

подача: доверительная, информативная, динамичная, энергичная, мягкая, позитивная, сдержанная, в стиле новостей, пафосная, агрессивная, сексуальная, поэтичная, нейтральная, не рекламная…

и настроение: радостное, грустное, веселое, злое, спокойное, доброе…

     Мы привыкли, что в жизни шёпот обычно тише, чем крик. При аудиозаписи громкость голоса субъективна – при монтаже все реплики дикторов и актёров, будь то вкрадчивый шёпот или громкие восклицания на записи будут примерно одного уровня громкости. Более того, крик обычно делают тише, как бы издалека, а шёпот громко и близко, как будто прямо вам в ухо. Но чисто психологически слушатель будет думать, что шёпот тише, хотя он его будет слышать на записи столь же чётко, и членораздельно, как и крик. Помните, шёпотом в тихой комнате можно напугать до смерти, тогда как крик на шумной оживленной улице можно совсем и не услышать. Итак, прочтение текста в целом или отдельных реплик в нем может отличатся

по экспрессии: шёпотом, спокойно, экспрессивно, тихо, громко, резко, крича...

а так же по скорости: очень медленно, медленно, не спеша, в среднем темпе, быстро, очень быстро, скороговоркой...

     Если разделить текст на более мелкие состовляющие: на фразы или реплики, что особенно важно при озвучивании игровых роликов, то мы заметим, что каждая из этих фраз может нести свою особую

интонацию: вопросительную, утвердительную, побудительную, удивлённую, ласковую, осуждающую, язвительную, хвастливую, вдохновенную, разочарованную, пренебрежительную, деловитую, гордую, заискивающую, одобрительную, назидательную, с улыбкой, плаксиво, смеясь…

     Ремарки по прочтению могут относиться как ко всему тексту, так и к одной реплике или слову. Целесообразно так же расставить в тексте акценты, если таковые имеются. Например: в слогане «За сущие копейки» можно акцентировать слово «сущие», а можно и «копейки».

     Поскольку интонации, темп и подача могут меняться в течении всего текста, эти пожелания нужно писать внутри текста, там, где они актуальны.

     При заказе аудиоролика или озвучивания видео на SOLOSTUDIO все пожелания по подаче, скорости и интонациям укажите в брифе на производство.

 

Примеры:

КАЗИНО «МЕРЕЛИН»

 

 

15 сек.

 

Женский интригующий голос, ретромузыка:

(обольстительно) Мерилин приглашает тебя на свидание…

(многообещающе, с акцентом на «я») Будем вместе - и платить буду я…

(информативно, но в том же ключе) 21-го апреля – Суперигра «50 000 долларов». Казино «Мэрилин», проспект Мира, 12.

(игриво) Для настоящих мужчин...

 

КЛИНСКАЯ СЫРОКОПЧЁНАЯ

 

 

30 сек.

 

- (с наслаждением) М-м-м! Какой букет! Восемьдесят третий… нет… восемьдесят второй!

- (возражая) Что Вы! Несомненно, урожай семьдесят девятого! (восхищённо) Несравненный аромат!

(диктор, доверительно, позитивно) Знатоки знают толк в настоящем коньяке. Именно его используют в приготовлении «Клинской сырокопчёной».

- (вежливо) Ещё кусочек?

- (не в силах устоять) Пожалуй…

(диктор, динамично) Приготовленная по уникальной рецептуре, «Клинская сырокопчёная» обладает неповторимым вкусом. Ведь при её копчении используют только твёрдые породы дерева из Европы.

(чуть медленнее и более весомо) Клинская сырокопчёная. В каждом ломтике – тайна. (пауза) Продукция клинского мясокомбината.

     На этом мы не закончим обсуждение темы голосов и дикторов. В следующей статье поговорим о том, как выбрать диктора или актера под определенную задачу, как работать с базами дикторов, про начитки, дубли, запись в студии и удаленную запись.

 

Задания

 

1. Приведите два примера общеразговорных реплик, значение которых меняется в зависимости от интонации. Опишите интонации и смысл которые они придают каждой отдельной реплике.

2. Опишите смысл реплик «да, наверняка» и «конечно, нет», произнесённых диктором:

 

 

 

 

3. На примере своего голоса, опишите, какими плохими и хорошими характеристиками он обладает.

4. Прослушайте аудиоролик и опишите характеристики голосов актёров и диктора. Опишите подачу интонацию и темп актеров и диктора.

 

 

5. Послушайте ролик и определите, какие были пожелания по подаче, темпу, экспрессии, интонациям, настроению.

 

 

Радиоролик «Ацилок», 15 сек.

диалог мужчины и женщины:

М (…интонация…)– Ой!

Ж (…интонация…)– Что такое..? ..желудок?

М (…интонация…)– Да, у меня язва..

Ж (…интонация…) – Вот, попробуй, «Ацилок». Для лечения и профилактики!

(…подача, темп…)

«Ацилок» от компании «Шаран Фарма».

Телефон в Москве: 617-02-27 (шестьсот-семнадцать, ноль-два, двадцать-семь)

(…подача, темп…)

Перед применением препарата проконсультируйтесь с лечащим врачом.

 

6. Для следующих текстов рекламных роликов напишите свои пожелания по подаче, экспрессии, скорости и интонациям:

 

Радиоролик «Питьевые йогурты», 30 сек.


Представьте себе морской пейзаж: отблески солнца на играющих волнах, крикуньи-чайки и шепчущий прибой, прозрачное голубое небо, прохладные солёные брызги на лице, Ваши ноги, утопающие в вязком горячем песке…

Что может сравниться с этим восторгом и удовольствием, лёгкостью и нежностью?

Пожалуй только вкус и польза которые дарят Вам Питьевые йогурты: Йогурт, Биойогурт и Напиток Йогуртовый.

Питьевые йогурты. Самое полезное, что дарит природа.

Излучай здоровье, выгляди молодо

 

Анимационный ролик «Коррадо», 15 сек.

(торжественная музыка, конферансье)

Встречайте звёзд нового сезона, сборную команду быстрого реагирования «Коррадо»! Зелёный горошек, сочные ананасы и гигантские оливки!

(звук оваций)

Самые качественные продукты, в считанные секунды готовы высадится на ваш стол, и подарить настоящее удовольствие!

Оливки «Супергигант» – Греция!

Ананасы – Восточная Африка!

Зелёный горошек – Кубань!

Коррадо собрал только достойнейших представителей со всего МИРА!

 

7. Дополните список интонаций, подач, настроений, экспрессий из теоретического материала своими собственными вариантами (по 2-3 в каждом пункте).

 

© 2007-2019 Евгений Солодовник, Solostudio
Проект подготовлен совместно: Международным Институтом Рекламы и студией звука «Solostudio».
Все звуковые материалы предоставлены «Solostudio».
При копировании статьи, целиком или частично, пожалуйста, указывайте ссылку на источник!

 

назад оглавление вперед